О том, что сахарный диабет — болезнь не только для сладкоежек, слышал каждый второй красноярец, но немногие разбирались в причинах этого недуга. Зачем диабетикам нужен инсулин, какая опасность для них кроется в овсяной каше, и почему важно держать вес под контролем — в интервью с эндокринологом Российско-финского медцентра TERVE Маргаритой Хаернасовой.
Что это за болезнь такая — сахарный диабет?
Сахарный диабет — это хроническое неинфекционное заболевание. Оно характеризуется повышенным уровнем глюкозы в крови, который возникает либо из-за полного дефицита инсулина, либо в результате некорректного его взаимодействия с рецепторами организма.
То есть, когда мы говорим о диабете, мы подразумеваем либо сахарный диабет первого типа, при котором своего собственного инсулина нет, и мы его возмещаем, либо сахарный диабет второго типа, когда свой собственный инсулин есть, но он работает некорректно на уровне гормонов и рецепторов: либо рецепторы не видят инсулин, либо рецепторов мало. Или инсулин есть, его много, но рецепторы его плохо чувствуют.
В сахарном диабете первого типа никто не виноват — это генетическая поломка. Чаще всего она возникает в детском возрасте, или сразу после рождения, или до 20 лет. Сейчас планку обнаружения такого типа сахарного диабета увеличили до 35 лет. А вот сахарный диабет второго типа носит многофакторный характер, порог его диагностирования — более возрастные люди, от 45 лет и старше. Так как у таких пациентов приобретается целый багаж хронических заболеваний, нарастает масса тела, а уровень физической активности снижается.
«Вопрос в тактике лечения сахарного диабета: либо мы возмещаем отсутствие инсулина, либо используем лекарства, которые будут улучшать в организме механизмы чувствительности к нему, либо выведем лишний сахар в крови через мочу»
У людей с ожирением риск развития сахарного диабета в несколько раз выше. Например, у человека нет лишней массы тела, но есть родитель с сахарным диабетом второго типа. А у другого, допустим, диагностировано ожирение, а у его родителей заболевания не было. Так вот вероятность развития диабета выше во втором случае.
Генетика влияет, но образ жизни на этой чаше весов перевешивает. Если человек активный, питается в своей норме калорийности и потребляет столько, сколько расходует, — то, несмотря на наличие родственников с сахарным диабетом, у него меньшая вероятность развития такого недуга. А у человека, набравшего лишнего за 5 или 10 лет и далекого от любого уровня физической активности, сахарный диабет разовьется с большой долей вероятности. Вопрос только в сроках — когда организм устанет компенсировать нарастание лишней массы тела.
«Или „тащишься“, или едешь с высокой скоростью»
Сама по себе жировая ткань достаточно гормонально активна и выделяет большое количество гормоноподобных веществ. Пища поступает в организм человека и распадается на жиры, белки и углеводы. Для того, чтобы поддерживать постоянный уровень глюкозы в определенном интервале, работает компенсаторный организм — поджелудочная в своем режиме выделяет инсулин. Когда человек ест сверх нормы — поджелудочная выделяет дополнительный инсулин. А когда есть лишняя масса тела, то инсулину тяжелее работать, потому что уменьшается чувствительность к нему.
Клетки организма плохо чувствуют этот инсулин, потому что их становится меньше. Пока инсулин дойдет до клетки через жировую прослойку — пройдет время, а сахар уже не в норме, организм снова увеличивает выработку инсулина в лавинном режиме. Лишняя масса тела — определенный балласт. Когда нет жировой прослойки, ничто не мешает спокойной коммуникации между рецепторами и инсулином с глюкозой.
Я бы сравнила этот процесс с пробкой на дороге: или ты долго едешь в машине и «тащишься» до пункта назначения, или едешь на трассе с высокой скоростью и успеваешь всё сделать быстро, когда ожирения нет.
Как реагируют люди, узнав, что у них диабет?
Когда рассказываешь человеку о том, что у него — сахарный диабет первого типа, то сразу объясняешь ему весь дальнейший расклад. Сначала пациент просто не верит, что у него такая болезнь, потому что ты начинаешь рассказывать про инсулин, необходимость изменения образа жизни, а человек себя чувствует нормально.
С людьми, у которых сахарный диабет второго типа, немного проще. Человека часто предупреждали в поликлиниках о подобном развитии событий, он знал о факторах риска, был предварительно предупрежден, что такое может случиться, поэтому и воспринимает ситуацию спокойнее. Разумеется, все пациенты расстраиваются. Человек жил, не принимал никаких лекарственных препаратов, не особо задумывался о том, что ест. А теперь доктор ему сказал, что у него диабет — и нужно всё менять. Трагедии, слезы и истерики случаются редко, в основном у женщин. Мужчины вообще более логичны и менее эмоциональны, а узнав о недуге сразу спрашивают — что делать?
«Некоторые пациенты, узнав о том, что у них сахарный диабет, берут себя в ежовые рукавицы. Они настолько хорошо контролируют свой рацион и физическую активность, что мы снижаем дозы препаратов до минимума. Их мало, но они есть — это очень дисциплинированные люди»
Вторая категория пациентов — старающиеся, но время от времени бросающие лечение. Первое время после того, как они с доктором встретятся, все хорошо, а потом, через годик, они приходят с картиной уже менее радужной. Всё просто: люди устали, выгорели. Чаще всего это возрастной контингент — у всех свои пищевые привычки, свой уклад жизни. Пациенты, уставшие контролировать сахар и соблюдать предписания, приходят с декомпенсацией.
Есть третья категория людей: они изначально настроены негативно, потому что придется принимать таблетки, поэтому они выбирают ничего не делать. Мы встречаемся намного чаще, чем хотелось бы, потому что они приходят с постоянной декомпенсацией. У врачей связаны руки: доктора делают для пациентов всё — в рамках возможного, а человек с сахарным диабетом не хочет ничего менять. Мы не можем оставлять сахар «болтаться», поэтому прибегаем к инсулинотерапии. Но тут тоже возникают сложности, потому что пациенты не хотят окунаться в активную терапию.
Такие люди считают инсулин наркотическим веществом: «Подсадишь на инсулин — и никогда его потом не уберешь, что же я потом делать буду?», — частая фраза на приемах. Есть даже те, кто в принципе отказывается от лечения, а потом их на скорой привозят. И там их никто не спрашивает — инсулин ставить или нет. Они сами доводят себя до жизнеугрожающего состояния.
«Доширак» с булкой на завтрак....
У меня был один пациент. Я не могла понять, почему у него так скачет сахар. Попросила его вести дневник питания. Я обычно всегда рекомендую так делать, но тут настойчиво предложила, чтобы человек некоторое время бдительно записывал в приложении для подсчета калорийности то, что он ест. Пациент принес дневник питания, а там — «Доширак» с булкой на завтрак. А я еще понять не могу, почему сахар пляшет. И у меня спрашивают — почему таблетки не работают?
Пациент, больной сахарным диабетом первого типа, ставит инсулин на то количество углеводов, которые он потребляет, но только первое время. Человек сначала формирует свою продуктовую корзину и понимает свои «тренды по сахару в крови», то есть наблюдает, как ведет себя сахар с определенным количеством съеденных углеводов, подсчитывает, сколько требуется на них инсулина. Затем пациент адаптируется и ориентируется в еде спокойно.
«С человеком со вторым типом сахарного диабета опять же всё обстоит несколько проще. Собственная секреция у него есть, тут важно контролировать размер порций и учитывать количество и качество углеводов. Нужно понимать, что такое быстрые и сложные углеводы».
У человека есть глюкометр, и он знает, сколько сахара в крови ему стоит съесть кусочек тортика. Он замеряет сахар до его приема и после, а затем смотрит, насколько сахар повысился. У меня есть пациенты, которые в умеренных количествах едят шоколад, но при этом они не могут есть овсяную кашу, потому что сахар взлетает до небес. Работа желудочно-кишечного тракта у всех индивидуальна, поэтому человек со вторым типом сахарного диабета становится исследователем самого себя. Буквально две недели он постоянно контролирует свой рацион, а дальше контроль превращается в рутину, происходит один-два раза в неделю в разное время — нет необходимости считать калорийность постоянно. Некоторым пациентам мы рекомендуем рассчитывать калорийность порций методом тарелки или ладони — это часто работает.
Зачем нужна инсулиновая помпа?
Существует несколько способов введения инсулина — с помощью шприц-ручек и инсулиновой помпы. Последняя нужна не всегда и не всем. Чаще всего ее используют пациенты с диабетом первого типа. Для них с таким приспособлением удобнее жить. Это возможно, когда пациент готов обучиться работе с ней, ведь она — то же, что и любой гаджет — если дать пожилому человеку новейший смартфон и старенький телефон, мало вероятно, что он станет вникать в технические сложности и нюансы.
Инсулиновая помпа не заменяет поджелудочную железу, она с постоянной скоростью вводит человеку определенное количество инсулина. Эту скорость подачи человек регулирует в настройках. Поэтому очень важно разбираться в том, что такое углеводный коэффициент и фактор чувствительности к инсулину, например. Нужно уметь ориентироваться в определенных ситуациях. Например, завершилась у больного подача инсулина, а для некоторых это может сыграть критическую роль. Человек, у которого сахар самостоятельно не держится, заметил это через 5 часов — стремительно развивается гипергликемия. Если пациент вовремя заметил, то может предпринять некоторые самостоятельные шаги, а если нет, то есть угроза экстренного состояния.
18-летняя дочь Кейт Мосс — Лила — прошлась на совместном шоу люксовых брендов Fendi и Versace с инсулиновой помпой на бедре: у девушки сахарный диабет первого типа.
Для пациентов с сахарным диабетом второго типа помпа не совсем подходит. Такие люди вообще избегают инсулинотерапии — и очень ее боятся. Им назначают инсулинотерапию чаще всего в экстренных ситуациях, когда дело доходит до реанимации. Или в ситуациях, когда человек не соблюдает диету, а все препараты уже перепробованы — остается только инсулинотерапия. Увы, но у взрослых людей все еще бытует мнение, что есть волшебная таблетка, которая полностью обратит процесс вспять — снизится масса тела, сахар крови окажется в норме. Но это не так.
Какие самые страшные последствия диабета?
Это диабетическая ретинопатия (тяжелое заболевание глаз), снижение зрения вплоть до слепоты, диабетическая стопа (появление на ее коже глубоких незаживающих язв), изменения в костной системе на фоне постоянной гипергликемии, плохая компенсация, которая может приводить к ампутации нижних конечностей, полинейропатия (множественное поражение периферических нервов). Вообще само нарушение работы нервной системы может по-разному проявляться — в виде постоянного болевого синдрома в руках и ногах, онемения, жжения, могут также появляться язвы, потому что человек плохо чувствует места избыточного давления обуви на ткани. В крайней степени — поражение почек, повышение давления, гемодиализ... Но таких пациентов, к счастью, очень мало.
Как уберечь себя от сахарного диабета?
Если вы заметили за собой совокупность таких симптомов, как лишняя масса тела, постоянная сухость во рту, учащенное мочеиспускание как днем, так и ночью, длительная заживляемость ранок, фурункулез, — это повод обратиться к эндокринологу. Или обнаружили, что теряете массу тела, хотя режим питания не меняете — едите, а наестся не можете. Это тоже «звоночки» для посещения специалиста.
Здоровому человеку нужно следить за количеством и качеством поглощенной пищи, питаться умеренно, по голоду, не переедать. Следить за собственной массой тела. Нужно питаться сбалансировано, не обходить стороной сезонные фрукты, ягоды и овощи. Обязательно необходимо следить за тем, чтобы клетчатка была в рационе.
Любому человеку важно знать, что такое свободные сахара. Их мы и должны контролировать. Это тот сахар, который добавляется производителями в продукт — в соус, например, поскольку это хороший консервант. Я бы посоветовала смотреть, из чего состоит тот или иной продукт, сейчас же везде пишут состав. Не всегда те продукты, на которых написано «без сахара» — действительно без него. В них могут добавлять фруктозу, сахарозу, крахмал. Это все — углеводы и сахара.
В идеале — планировать свое питание, то есть хотя бы примерно знать, что вы съедите на завтрак, обед и ужин, чтобы не переедать и не быть голодными. Также очень важно быть социально и физически активными в долгосрочной перспективе — найти себе любое занятие по душе, которое по силам будет проводить регулярно, тогда вероятность, что вы вдруг узнаете о собственном сахарном диабете второго типа — крайне мала.